Материалы

самообследования


Муниципального общеобразовательного учреждения

Селянская средняя общеобразовательная школа

Нелидовского района Тверской области

2010 год


    Цель работы школы:

Создание открытой образовательно-воспитательной среды, способствующей реализации права на доступное и качественное образование, стимулирующей и поддерживающей мировоззренческое и социокультурное самоопределение всех субъектов образования.


  1. Проблемы и задачи образовательного учреждения:


  • Проблема управления качеством образования

Задачи:


    1. 1. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования.
      2. Формирование базовых компетентностей в условиях обновления содержания образования.
      3. Развитие информационно-образовательной среды.
      4. Обновление структуры управления школой.


  • Проблема сохранения и укрепления здоровья.


Задачи:


    1. 1. Создание комплекса условий для возможности формирования здорового образа жизни участников образовательного процесса.
      2. Внедрение технологий здоровьесбережения.


  • Проблема совершенствования воспитательной системы


Задачи:


1. Содействие повышению роли семьи в воспитании детей.
2. Развитие органов ученического самоуправления.
. Формирование у школьников гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории своей страны, творческой активности, толерантности.

3.Нормативная основа деятельности учреждения


  • Свидетельство о государственной аккредитации АА 065216, регистрационный № 198 от 26 января 2001 г.


  • Лицензия на право осуществления образовательной деятельности:

серия А № 232215, регистрационный № 182 от 28 апреля 2007 г.

Действительна по 28 апреля2012 года.


  • Конвенция о правах ребёнка

  • Конституция Российской Федерации

  • Закон «Об образовании»

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении

  • Закон Тверской области «Об образовании в Тверской области»

  • Образовательная Программа

  • Программа развития школы


  • Локальные акты:

  • Устав школы

  • Должностные инструкции работников школы

  • Приказы, распоряжения

  • Коллективный договор

  • План работы школы

  • Учебный план

  • Расписание уроков, факультативных и элективных занятий, дополнительного образования


  • Положения:


- Правила внутреннего трудового распорядка

- Положение об организации работы по охране труда в школе

- Положение о комиссии по охране труда

- Положение о библиотеке

- Положение об учебном кабинете

- Положение о блоке дополнительного образования детей

- Положение о ведении дневников учащихся

- Положение о ведении классного журнала

- Положение о ведении ученических тетрадей

- Положение о внутришкольном мониторинге качества образования

- Положение о группе продлённого дня

- Положение о проведении предметных недель

- Положение об учебно-опытном участке

- Положение о классном родительском собрании

- Положение о классном руководителе

- Положение о конфликтной комиссии по вопросам Г(И)А выпускников 9-х классов

- Положение о методическом объединении классных руководителей

- Положение о методическом объединении учителей

- Положение о методическом совете школы

- Положение о Совете профилактики правонарушений несовершеннолетних

- Положение о педагогическом совете

- Положение о портфолио обучающегося

- Положение о портфолио педагога

- Положение о приёме обучающихся

- Положение о приёме обучающихся в 10 класс

- Положение о проверке тетрадей учащихся

- Положение о программе элективных курсов

- Положение о промежуточной аттестации учащихся

- Положение о рабочей программе педагога по предмету

- Положение о родительском комитете

- Положение о Совете школы

- Положение о школьной конференции

- Положение о школьной научно-практической конференции

- Положение о школьной системе оценки качества образования

- Положение о школьной форме и внешнем виде учащихся

- Положение о школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников

- Положение об инспекционно-контрольной деятельности

- Положение об информационно-аналитической службе

- Положение об информационном сайте школы

- Положение об итоговом контроле в переводных классах

- Положение об организации дежурства по школе

- Положение об организации и проведении Г(И)А выпускников 9, 11 классов

- Положение о порядке утверждения, хранения экзаменационных материалов

- Положение об ученическом самоуправлении

- Положение об оценивании устных и письменных работ учащихся

- Положение об учёте посещаемости учебных занятий учащимися



  1. Материально-техническая база


МОУ Селянская средняя общеобразовательная школа размещается в двухэтажном здании, выстроенном по типовому проекту в 1988 году, рассчитанном на 192 места. Школа обладает хорошей материально-технической базой для решения актуальных задач образования. Она имеет полный уровень благоустройства. Образовательное учреждение имеет:

№ п/п

Наименование

Кол-во

1.

Учебные кабинеты

12

2.

Компьютерный класс

1

3.

Кабинет здоровья

1

4.

Спортивный зал

(176 кв.м.),

в котором имеется:

- тренажёрная комната

1



1



5.

Спортивная площадка

1

6.

Спортивный стадион,

на котором имеется спортивный мини-городок


1

1

7.

Тир с огневой зоной

1

8.

Мастерские

1

9.

Столовая на 80 посадочных мест

1

10.

Библиотека

(книжный фонд)

4 526 экземпляров книг

11.

Комплексный музей «Память»

1

12.

Автобус для подвоза детей

1

13.

Котельная

1

14.

Учебно-опытный участок

1


За последние пять лет школой приобретено:

  • - комплекты мебели для учебных кабинетов, включая столы-тумбы и стеллажи, компьютерные столы, тумбы для наглядных пособий, шкафы);

  • - наглядные пособия для учебных кабинетов;

  • - оборудование для проведения опытов по физике и химии;

  • - кабинет географии;

  • - спортивное оборудование (стол теннисный, спортивный минигородок, горка с гантелями, велотренажер, блок для мышц спины и др.);

  • - оборудование для пищеблока школы (кухонный комбайн, электрокипятильник (1), холодильник (1), электромясорубка (1), водонагреватель (1), фритюрница и др);

  • - хозяйственное оборудование (бензокосилка, садовая тележка, отопительный котел);

  • - 8 компьютеров, 4 ноутбука;

  • - 4 принтера;

  • - 2 сканера;

  • - 2 интерактивные доски;

  • - 3 мультимедийных проектора;

  • - 5 телевизоров;

- 2 DVD-плеера;

- 1 видеомагнитофон;

- 4 музыкальных центра;

- видеокамера, фотоаппарат;

- швейная машина.

В ОУ имеется прямой доступ к глобальной сети Интернет (тип подключения- SHDSL), на всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение. Компьютеризированы рабочие места директора, заместителей директора, библиотекаря, секретаря.

Школа имеет свой сайт (http://shkolasely.narod.ru), электронную почту (selyshkola@rambler.ru).

Таким образом, за последние 5 лет наблюдается положительная динамика информационно-технического оснащения школы.


  1. Кадровое обеспечение


Для реализации учебного плана и дополнительного образования ОУ на 100% обеспечена педагогическими кадрами.

В 2010/2011 учебном году педагогический коллектив составляют 11 педагогов.


Распределение педагогов по образованию представлено в таблице:


Образовательный уровень

Кол-во педагогов

Высшее образование

6

Среднее профессиональное

5


В школе работают опытные, высококвалифицированные специалисты, что позволяет реализовывать программу начальной и средней ступеней образования.


Квалификационные категории педагогов

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Первая

6

6

6

6

Вторая

5

5

5

5


Имеют звания:


  • Почётный работник общего образования РФ – 1 педагог;

  • Отличник народного просвещения РФ – 2;


Награждены:

  • Почётной грамотой Министерства образования РФ – 2 педагога;

  • Почётной грамотой Департамента образования Тверской области – 6;

  • Почётной грамотой Губернатора Тверской области – 1.


За последние 5 лет 98% педагогов прошли курсы повышения квалификации по разным направлениям (современный образовательный менеджмент, актуальные проблемы управления и развития современного ОУ, актуальные вопросы преподавания ОРКСЭ, современные образовательные технологии, и т.д.)


Отличительными показателями квалификации педагогов является участие ОУ и педагогов в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах:


  1. Школа 1) победитель конкурса ОУ, внедряющих инновационные

образовательные программы в рамках ПНПО (2006г.);

2) участник Международного Форума – слёта городов-героев «Нам этот Мир завещано беречь и Землю удивительную эту» (2007г.);

3) участник регионального конкурса «Сказки, отражённые в Волге» (2008г);

4) призёр региональной выставки «Урожай -2008»;

5) дипломант региональной выставки «Урожай -2006», «Урожай-2007», «Урожай- 2009», «Урожай-2010»;

6) призёр регионального конкурса «Зеркало природы» (2010);

7) призёр муниципального конкурса «Мир глазами детей»;

8) победитель муниципального этапа соревнований санитарных постов (2010);

9) призёр муниципального конкурса школьных музеев (2009).

Педагоги:


1. Суворова Н.И. – призёр муниципального конкурса «Самый классный классный» (2010).

2. Соловьёва Л.С. – участник Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век» (2010).


6. Учебно – методическое обеспечение


Учебно-методическое обеспечение составляет учебная литература, входящая в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Количество единиц литературы в библиотечном фонде составляет 4 526 экземпляров, в том числе школьных учебников – 1 105.

В школе реализуются государственные типовые программы для 1-9 классов, которые направлены на реализацию начального общего, основного общего образования.

Педагогами разработаны программы факультативных занятий и элективных курсов по предметам: «Алгебраические уравнения» (Соловьёва Т,А..), «Основы столярного дела» (Крюков Л.П.), «Основы экономической теории» (Соловьёва Л.С.), «Основы здорового образа жизни» Ковалёв И.В.).

Все программы рассмотрены и утверждены на педагогическом совете школы.

В школе разработана программа по информатизации, цель которой - создание условий для повышения качества и эффективности образовательных услуг через внедрение и активное использование информационных технологий.

Для достижения цели в школе имеется достаточная материальная база. 70% учебных кабинетов оснащены автоматизированным рабочим местом. Увеличение количества компьютеров позволяет установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Сегодня на 1 компьютер приходится 3 ученика. Применение ИКТ-технологий и ЦОРов учителями школы носит систематический характер. Педагоги, регулярно использующие информационные технологии, отмечают большую заинтересованность и высокую активность учащихся на уроке при изучении материала.

  • 20% учителей повысили квалификацию в области информационных технологий и владеют навыками работы на ПК;

  • более 80% умеют работать в поисковых системах сети Интернет;

  • 50% учителей используют ИКТ на уроках систематически.

Педагогами разрабатываются методические материалы и пособия с использованием ИКТ.

Педагоги школы активно принимают участие в методической работе района, области, распространяя, обобщая свой педагогический опыт.


7. Опытно-экспериментальная деятельность.


    1. Школа как социокультурный образовательный центр


Цель – становление школы как социокультурного образовательного центра; выполнение функций социокультурного центра на территории Селянского сельского поселения.


- Планируемые результаты:

1) создание в микрорайоне единого воспитательного пространства, формирование здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса и жителей микрорайона, совершенствование досуговой деятельности по месту жительства через интеграцию деятельности учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов, общественных организаций; повышение чувства гражданской ответственности и активности детей, молодёжи и жителей местного сообщества в социокультурной среде микрорайона;


2) выявление новых подходов к решению образовательных и социальных проблем и их реализация через социальные проекты и акции;


3) развитие и поддержка добровольческого движения, направленного на решение социальных проблем местного сообщества;


4) развитие социальной и культурной жизни микрорайона через вовлечение всех субъектов в организацию и проведение творческих конкурсов, научно-практических конференций, спортивных соревнований, турслётов и других мероприятий;


5) адаптация и социализация учащихся через деятельностные подходы к воспитанию и обучению учащихся (вовлечение учащихся в творческую, поисково-краеведческую, проектную, спортивно-массовую, туристическую деятельность и др.);


6) интеграция ОУ с учреждениями дополнительного образования, расширение программ дополнительного образования, форм проведения спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятий;


7) реализация социальных проектов «Память», «Живи, Земля, живи», «Пришкольный участок как образовательный ресурс»», программ «Здоровье детей – здоровье нации», гражданско-патриотического воспитания.


8) расширение круга социальных партнёров.


- Планируемые результаты:

– создание условий для успешной адаптации и самореализации личности учащихся; повышение творческого потенциала педагогов, обеспечение преемственности в образовательном процессе, овладение инновационными процессами в обучении.

В рамках работы центра были организованы и проведены:

  • День пожилого человека («От всей души»)

  • День матери

  • День здоровья

  • Новогодний праздник

  • Литературно-музыкальная композиция «Военной песни негасимый свет»

  • День защитников Отечества

  • Праздник мам («Дочки-матери»)

  • Праздник Победы

  • Туристско-краеведческий слёт



8. Обеспечение условий безопасности жизнедеятельности


Приоритетной целью деятельности школы является обеспечение безопасности обучающихся и работников во время их трудовой и учебной деятельности.

В соответствии с требованиями положения о службе охраны труда в образовательном учреждении работа осуществляется в следующих направлениях:

- защита здоровья и сохранение жизни;

- соблюдение техники безопасности учащимися и работниками школы.

Исходя из цели и направлений, поставлены следующие задачи:

- обеспечение выполнения правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;

- организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и внеурочное время;

- привитие всем педагогам личной ответственности за жизнь и здоровье своих подопечных учеников;

- проведение своевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охране труда;

- пропаганда охраны труда в школе и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны.

Реализация вышеперечисленных задач осуществляется следующим образом:

- организовано круглосуточное дежурство по школе: в дневное время - дежурный вахтёр, в ночное – сторож;

- издается приказ в начале учебного года о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы;

- разработаны должностные инструкции по охране труда работников школы, необходимая документация;

- составляются планы работы по профилактике детского травматизма и дорожно-транспортных происшествий, по пожарной безопасности, по предупреждению террористических актов;

- организация режима обучения, состояние охраны труда в течение года рассматриваются на педагогических советах, административных совещаниях;

- осуществляется контроль за вопросами охраны труда, ТБ, ГО.

Регулярно проводятся тренировки по эвакуации учащихся и сотрудников учреждения при возникновении чрезвычайной ситуации.

Школой разработана Декларация пожарной безопасности.


Классные руководители регулярно проводят инструктаж обучаемых минимум по семи направлениям:

- пожарная безопасность;

- электробезопасность;

- правила безопасного поведения на дорогах, в транспорте, соблюдение правил дорожного движения;

- соблюдение мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, туристических походов, экскурсий, безопасности поведения на спортплощадке;

- безопасное поведение на воде, у водоема, на льду;

- правила поведения при нахождении взрывоопасных предметов, правила обращения со взрывоопасными предметами, веществами.


В учебный план школы включён курс ОБЖ для учащихся 8 класса. Для проведения занятий имеется в полном объеме учебная и методическая литература, противогазы. Учащимся демонстрируются учебные фильмы для изучения курса ОБЖ.

Организуются и проводятся встречи с представителями пожарной охраны, МЧС, милиции, ГИБДД, КДН, медицинскими работниками. Оформлены стенды по организации гражданской обороны, правилам дорожного движения, уголок пожарной безопасности и другие.


Результаты мониторинга данных о производственном и детском травматизме обучающихся школы (во время образовательного процесса):

Ущерб жизни и здоровью, связанный с пребыванием в ОУ


2006


2007


2008


2009


2010

Производственный травматизм

нет

нет

нет

нет

нет

Детский травматизм

нет

нет

нет

нет

нет

Пищевые отравления

нет

нет

нет

нет

нет


Результаты мониторинга чрезвычайных ситуаций:

Чрезвычайные ситуации


2006


2007


2008


2009


2010

Пожары

нет

нет

нет

нет

нет

Затопления

нет

нет

нет

нет

нет

Обрушения

нет

нет

нет

нет

нет

Отключение тепло-, электро- и водоснабжения по вине ОУ

нет

нет

нет

нет

нет


Результаты мониторинга уровня материально-технического обеспечения безопасных условий в образовательной среде:

Материально-техническая база


2006


2007


2008


2009


2010

Средства пожаротушения

(9 огнетушителей)

есть

есть

есть

есть

есть

Пожарная автоматическая

сигнализация

есть

есть

есть

есть

есть

Дымовые извещатели

есть

есть

есть

есть

есть

Центром оказания доступной и своевременной медицинской помощи является ФАП, оснащённый необходимым оборудованием, расположенный в помещении школы. Постоянно имеется необходимое и допустимое лекарственное обеспечение. Медицинское обслуживание осуществляется на бесплатной основе.


Привитие учащимся школы здорового образа жизни осуществляется в рамках реализации программы «Здоровье детей-здоровье нации», функционирования кабинета здоровья, оснащённого наглядными средствами, ТСО, видеоматериалами, выходом в Интернет; работы санитарного поста школы.

Несмотря на это, к сожалению, мониторинг текущего состояния здоровья обучающихся 1-9-х классов нашей школы показал, что увеличилось количество учащихся с нарушением осанки и зрения.


2007/2008

уч.год

2008/2009

уч.год

2009/2010

уч.год

2010/2011

уч.год

Показатели здоровья

46%

45%

32%

27%

I группа здоровья

52%

53%

66%

59%

II группа здоровья

2%

2%

2%

14%

III группа здоровья

93%

97%

53%

92%

Основная физ.группа

7%

3%

-

1

Освобождены от физкультуры

19%

23%

19%

16%

Нарушение зрения

10%

18%

43%

52%

Нарушение осанки



Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

1) социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;

2) интенсификация учебного процесса;

3)недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим особенностям детей.


В связи с этим в школе появилась необходимость создания программы «Здоровье детей –здоровье нации» (2008г), цель которой - создание в образовательном процессе школы условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей; профилактика заболеваний и приобретение навыков здорового образа жизни, способствующих формированию у детей ответственного отношения к собственному здоровью.

В течение многих лет организуется работа пришкольного лагеря «Фантазия» не только летом, но и в период осенних и весенних каникул, в котором ежегодно отдыхают 100% школьников и будущих первоклассников. Каждый год обучающиеся, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, получают путёвки в санаторий-профилакторий «Горняк», выездные лагеря и санатории Тверской области. Служат укреплению здоровья систематические походы, Дни здровья, экскурсии, спортивные мероприятия.

В школе организовано горячее питание. На сегодняшний день все обучающиеся начальной школы (11 человек) питаются за счёт муниципального и областного бюджетов на 30 рублей в день. 23 ученика 5-9-х классов – за счёт средств территориального отдела социальной защиты населения на 25 рублей в день. 6 обучающихся среднего звена – за счёт родительских средств на 25 рублей в день. Организовано дополнительное горячее питание для детей из отдалённых деревень.


9. Воспитательная работа школы и дополнительное образование


Цель: совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.



Задачи:

- продолжить совершенствование системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания учащихся;

- повышать качество духовно – нравственного, гражданского и патриотического воспитания;

- развивать традиции патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания учащихся школы;

- формирование принципов здорового образа жизни;

- внедрение инновационных форм и направлений воспитательной работы;

- формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну;

- воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов страны.


Ожидаемые результаты:


* достижение заданного качества гражданско-патриотического воспитания;

* обновление содержания воспитательной работы школы;

* активная жизненная позиция выпускников школы с чувством ответственности за будущее России.



Традиции школы:


- праздники, посвящённые:

- Дню знаний;

- Дню пожилого человека;

- Дню учителя;

- Дню села;

- Дню матери;

- Новому году;

- Дню здоровья;

- Дню защитника Отечества;

- 8 Марта;

- Дню Победы;

- спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты»;

- праздник последнего школьного звонка;

- День самоуправления;

- выпускные вечера;

- школьный фестиваль детского творчества «Созвездие»;

- встречи «От всей души» и другие.


Образовательное учреждение – активный участник всех социальных проектов местного поселения:

  • Благоустройство территории

  • Благотворительность

  • Акция «Спешите делать добро»

  • Акция «Помоги ближнему»

  • Месячник «Внимание – дети!»

  • Декада пожилого человека

  • Празднование Дня Победы

  • Проект «Салют героям!»

Спортивный зал школы является местом занятий спортом не только для учащихся школы, но и для всего взрослого населения Селянского сельского поселения. Здесь проводятся товарищеские встречи по волейболу, баскетболу, настольному теннису. На школьном футбольном поле встречаются команды школ города, района и соседних муниципалитетов.

С 2008г. издается школьная печатная газета «Земляне», отражающая основные события из жизни школьного коллектива.


Школа совместно с учреждениями дополнительного образования, спорта создаёт для ребят условия, направленного на развитие их творческого потенциала, отвечающие индивидуальным запросом учащихся. Для детей предоставлены 7 кружков по интересам:


- Драматический,

- Литературный,

- Юный журналист

- Студия «Гном»,

- Умелые руки,

- Самоцветы,

- Юниор

1 спортивный кружок ОФП от ДЮСШ.


По занятости детей в кружковой работе прослеживается положительная динамика за последние три года:

2007-2008 уч. год 320%,

2008-2009 уч. год 273%,

2009-2010 уч. год 222%. 
 
 

Дополнительное образование в нашей школе не конкурирует с основным, а тесно сотрудничает, ведь только интеграция базового и дополнительного образования позволяет решить многие вопросы воспитания, дает реальную основу для формирования мотивации успеха школьников на развитие их познавательных интересов и способностей.


Заинтересованность учащихся, целенаправленная работа в кружках и секциях, профессионализм педагогов дают возможность успешно участвовать в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях муниципального, регионального и российского уровней.



Участие

2006/07

2007/08

2008/09

2009/10

место

место

место

место

Городские

Олимпиады

2физкультура

3-география



Областные конкурсы, конференции

Дипломы, ценные

подарки

Диплом,

ценные

подарки

Диплом,

ценные

подарки

Диплом,

ценные

подарки

Районные

конференции

1 – место




2-е место

«Мир глазами детей»

Интернет –

конференции,

конкурсы

Дипломанты;

2 и 3 места


«Урожай -2008»

1 место, дипломы в отдельных номинациях.

Дипломанты в районном конкурсе по патриотическому воспитанию молодёжи.

«Урожай -2009»

1 место, дипломы в отдельных номинациях.

Участие во Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия -XX век»

(свидетельство)

3 первых места в районном конкурсе «Зеркало природы», грамота в областном этапе этого конкурса.

Фестиваль

«Созвездие»

II место;

Дипломанты

I место;

Дипломанты

I место(рисунки)

III место (театр)

Дипломанты (прикладное творчество)

I место(художествен

ное чтение)

III место (театр)

Дипломанты (прикладное творчество)

Спортивные

соревнования


2 место по мини-футболу

5-е место по биатлону, дипломанты в туристско-краеведческом фестивале

3-е место по биатлону

2-е место по шашкам

Районные конкуры



Лучший трудовой проект,

2-е место за реализацию трудового проекта «Пришкольный участок как образовательный ресурс»

Победитель соревнований санитарных постов ОУ Нелидовского района

Конкурсы педагогов




3 – е место в районном конкурс «Самый классный классный руководитель»


ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


1. Дети находящиеся под опекой

2009-2010 уч.год – 5 семей – 6 детей.

2. Дети, находящиеся в социально опасном положении

2009-2010 уч.год – 1 семья, 1 ребёнок.

3.Социальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

За счёт спонсорских средств обучающиеся школы:

  • получают Новогодние подарки;

  • обеспечиваются продуктовыми наборами;

  • в течение учебного года с целью социальной поддержки семьи направляются в Социальный приют г. Нелидово;

  • получают материальную помощь из КЦСОН Нелидовского района.


9. Образовательный процесс


    1. Обновление содержания образования

Школа работает в режиме 5 - дневной недели: с 1 по 9 классы.

Учебный план школы составлен на основе регионального Базисного учебного плана образовательных учреждений Тверской области, разработанного на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312).

В 2010/2011 учебном году в 1-9-х классах осуществлён переход на Базисный учебный план 2004 года.

Нормативной правовой основой учебного плана являются:

- Конституция Российской Федерации (ст.43,44);

- Закон РФ «Об образовании» (ст. 2,6,7);

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. №393).

В соответствии с региональным Базисным учебным планом 2004г. установлен для 1-4-х классов 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс – 34 учебные недели (допускается только 5-дневная учебная неделя), 2-4 классы – 35 учебных недель.

Учебный план школы составлен с учётом соблюдения норм допустимой нагрузки учащихся.


Базисный учебный план для 1-4-х классов ориентирован на четырёхлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.

За счёт регионального компонента Базисного учебного плана с 2007 года во 2-х классах вводится, а в 3-4-х классах продолжается изучение предмета «Основы православной культуры» (автор программы – А.В.Бородина), а в 4-й четверти 4 класса с 2009-2010 учебного года организовано преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» при продолжительности урока 35 минут. По итогам учебных четвертей, учебного года освоение курсы «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики» оцениваются как «зачтено» (зачёт, незачёт).

Часы компонента образовательного учреждения во 2-3-х классах используются для усиления учебных предметов федерального компонента (литературного чтения и математики – по 1 часу в неделю). В 4-х классах в 1-3 четвертях – также для усиления предметов федерального компонента (литературного чтения и математики – по 1 часу в неделю), в 4-й четверти – для введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - по 2 часа в неделю.

Обучение в 1-4-х классах ведётся по государственным образовательным программам. В большинстве классов используется традиционный учебно-методический комплекс «Школа России». По отдельным предметам преподавание ведётся по учебно-методическому комплексу «Классическая начальная школа».

В соответствии с Базисным учебным планом для обучающихся 5-9-х классов установлен 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования.

В 5 классе «Обществознание» является предметом регионального компонента, на его изучение выделено 35 часов в год (1 час в неделю). В 6-9-х классах «Обществознание» является предметом федерального компонента и изучается также в объёме 35 часов в год. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные модули: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право».

В 7-9-х классах, согласно федеральному Базисному учебному плану, на преподавание «Биологии» и «Географии» отводится 2 часа в неделю. В 6 классе количество часов федерального компонента на преподавание биологии и географии сокращено на 1 час (до 1 часа в неделю по каждому предмету). По одному часу учебного предмета «Биология» и по 1 часу предмета «География» в 6 классе перенесено в региональный компонент для преподавания краеведческих модулей в рамках «Биологии» и «Географии».

Региональный курс «Краеведение» в 2010-2011 учебном году изучается по новой модели в 6 классе (биолого-географическое краеведение), в 8 классе (искусствоведческо-технологическое краеведение), в 9 классе (историческое краеведение).

На основной ступени обучения региональный компонент учебного плана представлен также предметом «Основы православной культуры» с 2008-2009 учебного года в 5 классе, с 2009-2010 учебного года – в 5-6 классах, с 2010-2011 учебного года – в 5-7 классах (автор программы – А.В.Бородина). По итогам учебных четвертей, учебного года освоение курса «Основы православной культуры» оценивается как «зачтено» (зачёт, незачёт).

С 2010-2011 учебного года в 1 четверти 5 класса за счёт компонента образовательного учреждения вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» в количестве 2-х часов в неделю (за счёт сокращения учебных часов, отведённых на изучение предметов «Обществознание» и «Природоведение»).

В 8 классе преподавание технологии сокращено на 1 час (до 1 часа в неделю). Второй час на технологию в этом классе передан в национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности. В 9 классе 2 часа учебного предмета «Технология», переданные в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся, используются для усиления профориентационной деятельности.

В 8 классе объём часов учебных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» уменьшен с 70 до35 часов в год, второй час в 8 классе передан в национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности этих предметов.

Учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» изучаются и в 9 классе 35 часов в год на предмет «Искусство»: 17,5 часа «Музыка» + 17,5 часа «Изобразительное искусство»). Таким образом, преподавание учебных предметов данной образовательной области становится непрерывным, что позволяет на завершающем этапе основной школы дать учащимся целостное представление о мире искусств.

В соответствии с региональным базисным учебным планом 2004 года на преподавание предмета «Информатика» отводится в 8 классе – 1 час, в 9 классе – 2 часа в неделю.

Предпрофильная подготовка в 9-м классе представлена 2-мя часами элективных курсов.

    1. Современные педагогические технологии, внедряемые в ОУ

В последние годы в школе ведется большая работа по внедрению и эффективному использованию современных образовательных технологий:

  1. Развивающее обучение

  2. Разноуровневое обучение

  3. Использование в обучении игровых методов

  4. Обучение в сотрудничестве

  5. Здоровьесберегающие технологии

  6. Коллективная система обучения

  7. Использование исследовательского метода в обучении

  8. Проектные методы обучения

  9. Технология модульного и блочно-модульного обучения

  10. Лекционно-семинарско-зачётная система обучения

  11. Информационно-коммуникационные технологии

  12. Система инновационной оценки «портфолио»

  13. Интегральная технология обучения

  14. Проблемное обучение


Доля педагогов, использующих современные педагогические технологии по ступеням обучения:

1 ступень – 60%

2 ступень – 50%


Педагогами разрабатываются методические материалы и пособия с использованием ИКТ. Результатом широкого использования компьютерных технологий служит банк компьютерных презентаций, исследовательских работ учащихся по каждому предмету и электронная база разработок классных часов. Учителя, реализующие в своей практике инновационные образовательные программы, широко используют компьютерные технологии при обобщении и распространении своего педагогического опыта, при подготовке и демонстрации мастер-классов, при проведении открытых уроков.

Результат использования современных педагогических технологий:

  • качество обучения и успеваемости по школе остаётся стабильным;

  • использование широкого спектра технологий обучения позволяет быть успешным учащимся с разными уровнями подготовленности;

  • появляется возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, развивая личность и ее способности;

  • образовательный процесс наполняется использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение.


    1. Образовательные результаты

Формы оценивания учебных достижений в промежуточной, текущей аттестации определены в локальных актах. Текущая аттестация учащихся осуществляется в виде письменных, самостоятельных, контрольных и других видах работ и оценивается в виде отметок по 5-балльной шкале, кроме 1 –х классов в течение учебного года. Форму аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий.

Промежуточная аттестация представляет собой тестирование, собеседование, дифференцированные зачеты, контрольные работы, диктанты, проверку техники чтения в 1-4 классах, сдачу нормативов по физической подготовке и т.д., которые проводятся по итогам четверти, итогам полугодия, учебного года. Материалы для проведения промежуточной аттестации могут быть разработаны администрацией школы, методическим советом или учителем по соответствующему предмету.


      1. Уровень подготовки выпускников



Сводная ведомость итоговых отметок, полученных выпускниками 4-х классов по предметам:

Предмет

% обученности

% на «4» и «5»

% обученности

% на «4» и «5»

% обученности

% на «4» и «5»

% обученности

% на «4» и «5»

% обученности

% на «4» и «5»

2005/2006 уч.г.

5 обучающихся

2006/2007 уч.г.

8 обучающихся

2007/2008 уч.г.

7 обучающихся

2008/2009 уч.г.

6 обучающихся

2009/20010 уч.г.

56 обучающихся

Русский язык

100

40

100

38

100

57

100

50

100

33

Чтение

100

60

100

75

100

70

100

100

100

33

Английский язык

-

-

-

-

-

-

-

-

100

33

Математика

100

40

100

63

100

57

100

50

100

33

Окружающий мир

100

80

100

63

100

70

100

66

100

33

Физкультура

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Музыка

100

80

100

87

100

100

100

100

100

100

Изо

100

80

100

75

100

100

100

83

100

100

Технология

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100



Сводная ведомость итоговых отметок, полученных выпускниками 9-х классов по предметам:

Предмет

% обученности

% на «4» и «5»

% обученности

% на «4» и «5»

% обученности

% на «4» и «5»

% обученности

% на «4» и «5»

% обученности

% на «4» и «5»

2005/2006 уч.г.

13 обучающихся

2006/2007 уч.г.

6 обучающихся

2007/2008 уч.г.

8 обучающихся

2008/2009 уч.г.

1 обучающийся

2009/20010 уч.г.

8 обучающихся

Русский язык

100

46

100

50

100

38

100

-

100

25

Литература

100

46

100

50

100

38

100

-

100

62

Иностранный язык

100

38

100

50

100

38

100

-

100

13

Алгебра

100

16

100

50

100

25

100

-

100

13

Геометрия

100

23

100

50

100

38

100

-

100

13

Информатика

-

-

-

-

100

38

100

-

100

75

Физика

100

30

100

50

100

38

100

-

100

50

Химия

100

30

100

50

100

38

100

100

100

50

Биология

100

30

100

50

100

38

100

-

100

13

География

100

54

100

83

100

62

100

-

100

75

История

100

16

100

50

100

38

100

-

100

13

Обществознание

100

38

100

50

100

50

100

-

100

62

Физкультура

100

38

100

83

100

75

100

100

100

87

ОБЖ

100

46

100

50

100

38

100

100

100

50

Технология

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100



      1. Результаты проведения экзаменов в новой форме в 9-х классах


Средний оценочный балл на обязательных экзаменах по русскому языку и математике в новой форме в 9-х классах:

Учебный год

Средний оценочный балл по школе по русскому языку

Средний оценочный балл по школе по математике

2007/2008

3,9

3,1

2008/2009

3

3

2009/2010

3,75

3,37


      1. Трудоустройство выпускников 9-х классов


Учебный год

ССУЗы

НПО

Трудоустройство

Другое

2005/2006

1

9

-

3

2006/2007

-

3

-

3

2007/2008

-

8

-

-

2008/2009

-

1

-

-

2009/2010

2

6

-

-



      1. Достижения учащихся


Итоги муниципального этапа предметных олимпиад:


2005/2006

учебный год

2006/2007

учебный год

2007/2008

учебный год

2008/2009

учебный год

2009/2010

учебный год

Участников

3

7

8

2

8

Призовых мест

-

1

1

1

1

Замечательной традицией стало участие учеников школы во всероссийских и международных играх-конкурсах:

«Русский медвежонок - языкознание для всех»,

«Кенгуру – математика для всех»,

«КИТ»;

«Инфознайка»;

«Британский бульдог»;

«ЧиП»;

«Золотое руно»;

«Леонардо»;

«Турнир имени Ломоносова».

У детей с высоким уровнем учебной мотивации есть дополнительная возможность сравнить свои знания и умения не только со своими одноклассниками, но и со сверстниками региона и России, что, в свою очередь, независимо от результата, является вкладом в дальнейшее успешное обучение. Ежегодно оргкомитеты выражают благодарность коллективу за организацию конкурсов и совместную деятельность, способствующую развитию у школьников интереса к предметам, выявлению одаренных детей и активизацию внеклассной и внешкольной работы.


  1. Отношение социума


Жизнь в гражданском обществе и правовом государстве требует от человека проявления ответственности за события своей жизни, демократического участия в жизни страны.

В основных политико-правовых документах, определяющих направления образовательной политики в России, в числе главных приоритетов выделяется воспитание граждан правового, демократического государства, уважающего права и свободы личности. Эта цель может быть реализована только демократической школой, имеющей “правовые гарантии для свободного развития” (ст. 4 Закона РФ “Об образовании”). Указанные принципы государственной политики в сфере образования предъявляют к школе требование стать более открытой для общества, ориентироваться на внешний гражданский заказ системе образования. Сегодня одним из устоявшихся понятий, характеризующих данное направление развития образования, является демократический уклад школы: система норм и отношений внутри детско-взрослого педагогического сообщества и вне школы – в социальном окружении.

В основании гражданского заказа лежат потребности, ожидания и чаяния общества, всех его структурных элементов и отдельных граждан. Это основа образовательной деятельности, главное условие качества образования.

Чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, выпускник школы должен обладать универсальной общеобразовательной подготовкой, ключевыми компетенциями в которой могут быть коммуникативная и информационная.

Анализ современного состояния образовательной системы школы позволяет сделать вывод, что гражданский заказ выполняется за счёт следующих факторов:

  • значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений района;

  • квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;

  • значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;

  • высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

  • интеграция основного и дополнительного образования;

  • высокая информатизация образовательной среды и достаточная подготовленность педагогических кадров к работе в данных условиях.

В современных условиях в виде реальных социальных партнеров школы, готовых формировать гражданский заказ, мы выделяем родительскую общественность.

Одной из главных задач образовательного учреждения является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования, сохранение единого образовательного пространства и расширение возможностей получения образования повышенного уровня, поддержание в школе определённого масштаба культурных норм и ценностей.

Решение этой задачи осуществляется путём взаимодействия школы с другими образовательными учреждениями и организациями. Регулярно проводятся встречи с представителями администрации района, службы социальной защиты населения, работниками больницы, правоохранительных органов, учебных заведений района, библиотек, Дома детского творчества, музеев.

В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Школа ведет постоянный и заинтересованный диалог с родителями, видя в них первых и самых важных своих союзников. С целью информирования родителей о жизни школы и успехах детей проводятся общешкольные родительские собрания, на школьном сайте выставлен отчётный доклад директора школы по итогам работы за предыдущий учебный год. Регулярно проводятся классные тематические родительские собрания, на которых администрация и педагоги ведут серьёзный разговор о проблемах развития детей разных возрастных групп. Родители - активные участники конкурсов, внеклассных мероприятий, школьных и классных праздников, организации учебно-воспитательного процесса.


В целях развития демократического, государственно-общественного управления создан Совет школы, в состав которого вошли представители родительской общественности, учителя и ученики.

Совет школы участвует в разработке Программы развития, согласовывает локальные акты, распределении выплат стимулирующей части ФОТ, осуществляет контроль за качеством и безопасностью условий обучения, воспитания и труда; принимает меры к их улучшению.



  1. Финансово-экономическая деятельность


Школа является самостоятельным юридическим лицом. Финансирование деятельности школы осуществляется из областного и местного бюджетов на основании нормативно-подушевого финансирования.

Общий объём финансирования составляет:

за 2006 год – 3 763 377 руб.,

за 2007 г. – 3 120 216 руб.,

за 2008 г. – 4 191 712 руб.,

за 2009 г. – 4 064 113 руб.,

за 2010 год – 4 144 023 руб.


Затраты на одного ученика составляют:

за 2006 год – 66 025 руб.,

за 2007 год – 65 005 руб.,

за 2008 год – 102 237руб.,

за 2009 г. – 99 124 руб.

за 2010г. – 101 095 руб.


Затраты школы на коммунальные расходы составляют:

в 2006 г. – 84 000 руб.,

в 2007г. - 83 136 руб.,

в 2008 г. – 92 077 руб.,

в 2009 г. – 155 744 руб.,

в 2010 г. – 125 738 руб.

Затраты на приобретение составляют:

в 2006г. – 1 015 630 руб.,

в 2007 г. – 236 360 руб.,

в 2008 г. – 544 246 руб.,

в 2009 г. – 116 220 руб.,

в 2010г. - 181 398 руб.



  1. Выводы по результатам самоанализа


Школа функционирует стабильно в режиме развития, выполняя функции социокультурного образовательного центра.

Деятельность школы строится в соответствии с государственной нормативной базой и программно-целевыми установками Тверского региона.

Педагогический коллектив на основе анализа и структурирования возникающих проблем способен выстраивать перспективы развития школы в соответствии с уровнем требования общества.

Школа предоставляет доступное качественное образование, воспитание и развитие в безопасных комфортных условиях, адаптированных к возможностям и способностям каждого ребёнка.

Качество образовательных воздействий осуществляется за счёт эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

Школа имеет широкий круг социальных партнёров.

В школе ведётся планомерная работа над проблемой здоровья школьников.

Школой созданы все условия для самореализации ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, что подтверждается качеством и уровнем участия в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, смотрах различных уровней и видов.



  1. Перспектива развития


В настоящее время перед школой в соответствии с миссией школы и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», стоят задачи, призванные обеспечить дальнейшее её развитие по следующим направлениям:

  • модернизация содержания и технологий обучения в начальной и основной школе, переход на новые государственные образовательные стандарты;

  • обеспечение условий для непрерывности образования;

  • использование новых технологий в повышении квалификации педагогических кадров;

  • поиск новых форм работы с одарёнными детьми;

  • организация сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями;

  • использование новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения.


Пути решения данных задач будут обозначены в Программе развития школы на 2011-2014г.г.





Директор МОУ Селянская средняя школа Нелидовского района Тверской области

__________Л.А. Быстрова

НАВЕРХ