Пояснительная записка
к учебному плану Селянской школы
на 2013/2014 учебный год


        Учебный план разработан на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Тверской области, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования
        Режим работы - 5-дневная рабочая неделя, так как ОУ осуществляет подвоз основной части обучающихся на школьном автобусе.
        В структуре учебного плана выделены: 1. Федеральный компонент, обеспечивающий сохранение единого образовательного пространства в Российской Федерации. 2. Региональный компонент, учитывающий особенности территории и обеспечивающий сохранение единого образовательного пространства в Тверской области. 3. Компонент образовательного учреждения составляет основу вариативности учебного плана и используется для увеличения количества часов, отводимых на отдельные предметы, указанные в федеральном компоненте учебного плана.
Начальное общее образование


        Учебный план Селянской школы для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
        Школа второй год продолжает поэтапный переход на стандарты второго поколения. В 2013/2014 учебном году по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего поколения будут работать 1 и 2 классы.
        Образовательный процесс организован в традиционной системе с использованием комплекта «Школа России».
        На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится в 1и 2 классах по 5 часов в неделю, по 3 часа в неделю 3 и 4 классах. На усиление предмета «Русский язык» из компонента образовательного учреждения выделены дополнительно 2 часа в 3 классе и 1 час в 4 классе.
        Учебный предмет «Литературное чтение» изучается в 1, 2 и 3 классах по 4 часа в неделю, в 4 классе – 3 часа в неделю.
        Осуществляется обязательное изучение иностранного языка (английского) со 2 класса (по 2 часа в неделю со 2 по 4 классы).
        На освоение содержания учебного предмета «Математика» отводится по 4 часа в неделю с 1по 4 классы.
        Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 классы по 2 часа в неделю. Его основу составляют три группы знаний: человек, природа, общество.Учебный предмет является интегрированным: происходит интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний с целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека. В содержание «Окружающего мира» также включены знания основ безопасности жизнедеятельности.
        На изучение учебного предмета «Музыка» отводится 1 час в неделю с 1 по 4 классы.
        Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается по 1 часу в неделю с 1 по 4 классы.
        Учебный предмет «Технология» изучается по 1 часу в неделю в 1-2 классах, по 2 часа в неделю в 3-4 классах. Федеральный компонент не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» как самостоятельного предмета. Информатика и информационно-коммуникационные технологии, направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 3и 4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология».
        На изучение учебного предмета «Физическая культура» выделяется 3 часа в неделю с 1 по 4 классы.
        Учебный предмет « Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по 1 часу.

Основное общее образование


        Учебный план для 5-9 классов рассчитан 5 - летний срок освоения образовательных программ основного общего образования.
        На изучение «Русского языка» на второй ступени образования отводится в 5-7 классах по 6 часов (по 3 часа из них выделено на усиление предмета из компонента образовательного учреждения, что обеспечивает расширение возможностей для формирования коммуникативной компетентности учащихся, совершенствования их орфографической и пунктуационной грамотности). В 8 классе на изучение русского языка отводится 3 часа в неделю и 2 часа - в 9 классе.
        На изучение «Литературы» отводится в 5 классе 3 часа в неделю, в 6-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа в неделю. Данный вариант распределения часов учитывает требования программ по литературе, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации, и соответствует современным учебно-методическим комплексам.
        В целях реализации задачи обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне в 5-9 классах выделено по 3 часа в неделю. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.
        На изучение учебного предмета «Математика» с 5 по 9 классы отводится по 5 часов в неделю.
        Информатика и ИКТ изучается как самостоятельный учебный предмет в 8 классе -1 час в неделю, в 9 классе - 2 часа в неделю.
        На изучение учебного предмета «История» в 5-8 классах отводится по 2 часа в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю. Кроме того, в 9 классе за счёт регионального компонента введён 1 час исторического краеведения.
        Преподавание учебного предмета «Обществознание» осуществляется с 5 по 9 класс по 1 часу в неделю. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные модули: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
        Учебный предмет «Природоведение» изучается в 5 классе (2 часа в неделю).
        На изучение предмета «Физика» в 7-9 классах отводится по 2 часа в неделю. Данный вариант распределения учебных часов предлагается во всех действующих программах по физике и соответствует современным учебно-методическим комплексам.
        На изучение учебного предмета «Химия» в 8-9 классах отводится по 2 часа в неделю.
        Преподавание «Биологии» и «Географии» и краеведческих вопросов биолого-географического характера в 6 классе осуществляется в виде двух интегрированных предметных курсов:
        1. Интегрированный курс биологии с основами биологического краеведения - 2 часа в неделю(1 час берется из федерального компонента базисного учебного плана - предмет «Биология» и 1 час из регионального компонента на изучение краеведческих аспектов биологии).
        2. Интегрированный курс географии с основами географического краеведения - 2 часа в неделю (1 час берется из федерального компонента базисного учебного плана - предмет «География» и 1 час из регионального компонента на изучение краеведческих аспектов географии).
        Искусство (Музыка и Изобразительное искусство). На второй ступени основного общего образования на учебный предмет «Искусство» в 5-7 классах выделено 2 часа в неделю, в 8 классе - объем учебных часов уменьшен (1 час), второй час в этом классе передан в региональный (национально-региональный) компонент для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности этих предметов. Интегрированный курс «Краеведение» (1 час в неделю) включает модули «Музыкальная культура Тверского края» и «Тверские узоры».
        Преподавание предметов «Музыка» - 17,5 часа в год и «Изобразительное искусство» - 17,5 часа в год осуществляется по учебно-методическим комплектам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации, без включения в них краеведческого материала.
        Учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» изучаются и в 9 классе («Музыка» -17,5 часов, «Изобразительное искусство» - 17,5 часов). Таким образом, преподавание учебных предметов становится непрерывным, что позволяет на завершающем этапе основной школы дать учащимся целостное представление о мире искусств.
        На ступени основного общего образования на изучение предмета «Технология» в 5-7 классах выделено 2 часа в неделю, в 8 классе - 2 часа в неделю. Второй час в этом классе выделен за счёт компонента образовательного учреждения для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности. Час модуля краеведческой направленности используется на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся.
        Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся на элективных курсах. В соответствии с запросом обучающихся и родителей введены элективные курсы:

  • «Основы русской словесности. От слова к тексту» - 0,5 часа.
  • «Алгебраические уравнения» - 0,5 часа;
  • «Основы делопроизводства» -0,5 часа;
  • «Конституционное право» -0,5 часа.

        На изучение учебного предмета «ОБЖ» отводится в 8 классе 1 час в неделю.
        На преподавание учебного предмета «Физическая культура» на ступени основного общего образования отводится 3 часа в неделю во всех классах из федерального компонента.
        В 2013/2014 учебном году в начальных классах 1 класс-комплект: 1,2,4 классы (11 обучающихся). В 5 классе 1 ученик, поэтому преподавание музыки, трудового обучения, физкультуры, ИЗО будет организовано следующим образом:

        музыка:
        1,2,4 классы – 1 час;
         5 и 6 классы – 1час;
         7 и 8 классы – 1 час,
        9 класс – 0,5 часа.

        физкультура:         1,2,4 классы – 3 часа,
         5 и 6 классы – 3 часа,
        7 класс – 3 часа,
        8 класс – 3 часа,
        9 класс – 3 часа.

        трудовое обучение:
        5 и 6 классы – 2 часа,
        7 и 8 классы – 2 часа,

        изо:
        5 и 6 классы – 1 час,
        7 класс – 1 час,
        8 класс – 1 час,
        9 класс - 0,5 часа

        Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством кадров соответствующей квалификации и программно-методическими компонентами (программами, учебниками, методическими рекомендациями и т.п.), разработаны и утверждены в установленном порядке образовательная программа и рабочие программы по всем предметам плана.
        В результате использования данного учебного плана предполагается получить высокий уровень знаний и умений обучающихся школы, обеспечить максимальный учёт индивидуальных возможностей обучающихся, сберечь их здоровье.

Директор школы: Л.А. Быстрова



НАВЕРХ